Шариат - это сборник религиозных мусульманских законоположений, регулирующих взаимоотношения людей в семье и в общественной жизни.
АБУ ХАНИФА

Абу Ханифа Ан-Ну'ман ибн Сабит родился в 80 году хиджры в Куфе во время правления Омейядов.

В начале своей жизнедеятельности он занимался торговлей. Абу Ханифа был наделен незаурядным умом. Имам по имени Ашша'би посоветовал ему заняться изучением наук и посещать собрания ученых. Абу Ханифа на время оставил торговлю и всецело посвятил себя изучению наук. В своих познаниях он достиг высочайшего уровня и отправился в Басру, где тоже посещал собрания великих ученых.

Слово «адат» заимствовано от арабского слова, что в переводе означает обычай, обыкновение, традиция, манера, привычка. Таким образом, адат - «это веками сложившийся бытовой уклад той или иной горской народности, неписанные правила поведения и понятия о дурном и хорошем в семье и в общественной жизни».

Абу Ханифа был известен своей глубокой набожностью, покорностью Всевышнему Аллаху и искренностью в служении своему Господу. Он проводил ночи в неустанных молитвах и чтении Корана. Его соседи слышали, как он совершал молитвы по ночам, читал Коран и благоговейно плакал от высшей степени богобоязненности. Абу Ханифа отличался своей религиозностью, аскетизмом, немногословностью, проявлял терпимость к обидчикам, прощал тех, кто причинял ему боль. Он был щедрым, помогал слабым, был наделен благонравием. В Куфе он открыл магазин, торговал шелком, довольствуясь той прибылью, которая приходилась на его долю. Торговля не отвлекала Абу Ханифу от науки, она была для него лишь источником пропитания. Аббасидский халиф Мансур и другие правители жаловали Абу Ханифу богатыми подношениями, но он не принимал никаких даров, говоря: «Истинно, я поддерживаю религию Аллаха не для того, чтобы приблизиться к кому-либо и не для испрашивания блага мирской жизни».

Абу Ханифа был имамом иракцев. Его называли «величайшим имамом». Он широко распахнул двери иджтихада по многим аспектам жизни, обосновал новый мазхаб, в котором приветствовалось свободомыслие, широко использовались доводы и сопоставление. Абу Ханифа был известен своей аргументированностью, умением давать быстрый и исчерпывающий ответ, с полуслова понимать потребности человека.

Язид ибн Убайра, правивший в Ираке, собрал самых крупных богословов, распределил между ними обязанности и назначил их на почетные должности, чтобы восхитить народ своим правлением. Однако Абу Ханифа отказался от предложенной должности, будучи убежденным, что поддержка правителя на данном этапе является ни чем иным, как поддержка его несправедливой политики, притесняющей людей. По этой причине Абу Ханифа дважды был заключен в тюрьму, где длительное время подвергался телесным наказаниям. После освобождения из тюрьмы он отправился в Мекку и оставался там, пока не закончилось правление Омейядов. Во время правления Аббассидов Абу Ханифа вернулся в Куфу. Халиф Мансур отнесся к нему почтительно и назначил ему премию, но Абу Ханифа отказался принять ее. В это время начались волнения и смуты против Мансура, и он попросил Абу Ханифу стать главным судьей. Абу Ханифа отказался и от этого предложения, за что вновь был заключен в тюрьму, и ежедневно, в течение 10 дней, подвергался тяжким истязаниям плетью. На Абу Ханифу возводили клевету и порочили его имя, распространяя среди народа сплетни, чтобы подорвать его авторитет. Он стойко переносил эти мучительные испытания. Абу Ханифа, названный людьми «великий предстоятель», скончался в мечети в возрасте70 лет в 150 году хиджры. Да будет доволен им Аллах и вознаградит его великой наградой за то наследие, которое он оставил мусульманам.

Мухаммад Ф. Р.

Hosted by uCoz