Хадж является одним из разновидностей поклонения Всевышнему Аллаху, поэтому, как и любой из видов поклонения имеет свои правила..
Порядок совершение Хаджа по мазхабу Абу Ханифа

Хадж является одним из разновидностей поклонения Всевышнему Аллаху, поэтому, как и любой из видов поклонения имеет свои правила так называемые манасик. Во-первых чтобы хадж был безупречным надо безукоризненно соблюдать требования шариата. Иначе получится, что человек совершит только большую экскурсию, а не в коей мере Хадж. Условия, при наличии которых совершение Хаджа становиться обязательным (фардом).

1. Ислам, т.е. человек который хочет совершить Хадж должен сначала принять Ислам иначе у него это не примется.

2. Он должен быть здравомыслящим, потому что сумасшедшему Хадж не вменяется в обязанность.

3. Он должен быть совершеннолетним, потому что до совершеннолетия согласно хадису Пророка ему ни грех не сауаб не засчитывается.

4. Он должен быть свободным от рабства, потому что раб в силу своего положения освобожден шариатом от некоторых обязанностей.

5. Соблюдение временных рамок. Нельзя упускать или опережать время, специально отведенное для Хаджа.

6. Надо иметь достаточно средств для провизии.

7. Надо иметь достаточно сил и средств для передвижения. Эти средства должны быть взяты от излишков реальных издержек семьи. Реальными издержками по шариату считаются те издержки, которые составляют основу существования человека, т.е. жилье, одежду, питание так же сюда относят мебель и необходимые для работы и хозяйства инструменты и долг, требующий погашения. А на счет долга, который не требует сиюминутного погашения или по договору время еще не подошло, а у хозяина скопилось достаточно средств, чтобы выплатить его или поехать на хадж в таком случае ученые говорят, что он может на эти средства совершить Хадж.

8. Так же требуется знание человеком о необходимости совершения Хаджа.

Чтобы Хадж совпадал требованиям шариата, по мазхабу Абу Ханифа должны соблюдаться следующие условия (их пять):

1. Физическое здоровье.

2. Не должны быть ощутимые причины, препятствующие совершению Хаджа

3. Безопасность

4. Если у женщины период гъидда то она должна подождать до ее окончания. Гъидда – это определенный промежуток времени после развода.

5. Женщина должна иметь махрама.

Рукны Большого Паломничества Если мусульманин, имеющий на то возможность, решился совершить Хадж первое условия с чего он должен начать - это Ихрам. Здесь я бы хотел выделить один важный момент. Многие под словом Ихрам понимают одежду ихрам, но это две разные вещи. Ихрам - это намерение, которое делает человек до того как, он приступает к исполнению обрядов Хаджа. А что касается одежды ихрама, то она надевается до намерения и является одним из обязательных частей Ихрама. Без Ихрама Хадж считается не действительным, а без специальной одежды ихрам Хадж засчитывается, но человек специально оставивший эту одежду получает за это грех и должен совершить искупительные действия «Каффара» жертвоприношением, а тот человек, который не надел его по уважительной причине нет на нем греха, но все равно он совершает искупление. Таким образом, Ихрам - это намерение сердцем с надеванием специальной одежды и подтверждением своего намерения словами «Тальбия». Хадж имеет два рукна без выполнения, которых паломничество считается не действительным.

1. Первое - это нахождение на территории «Арафата» в состоянии Ихрама хотя бы час, начиная с зенита девятого числа лунного месяца Зуль-Хиджи и до рассвета следующего дня.

2. Вторым рукном является большая часть «Тауафуль Ифада». Этот тауаф можно совершить после восхода солнца в день жертвоприношения, т.е., в десятый день Зуль-Хиджи. Его так же называют «Тауаф аз-зияра».

Уаджибы (обязательные элементы) Большого Паломничества

1. В состояния Ихрама человек должен вступать непосредственно в микъате. Микъат это определенное шариатом для этого место.

2. Находиться в Арафате до захода солнца.

3. Должен находиться в долине Муздалифа в промежутке то, что после утренней зари и до восхода солнца в день жертвоприношения.

4. Кидать камешки «Аль-джимар».

5. Резать жертвенное животное тому, кто совершал «Къиран» и «Таматтугъ».

6. Брить или укорачивать волосы.

7. Совершать эти действия в дни жертвоприношения в заповедных местах «Аль-Харам».

8. Бросать камешки перед бритьем.

9. Жертвоприношения совершать между ними.

10. Тауаф аз-зияра должен совершаться непосредственно в дни жертвоприношения.

11. Ас-сагъий (прохождение между горами Сафа и Маруа) должен совершаться в месяцы Хаджа.

12. Ас-сагъий должен совершаться после Тауафа предшествовавший ему.

13. У кого нет уважительной причины, тот должен пройти между Сафа и Маруа своим шагом, т.е., без привлечения помощи или транспорта.

14. Ас-сагъий надо начинать с горы Сафа.

15. Прощальный Тауаф вокруг Каабы так называемый «Тауафу аль-уадагъ».

16. Все Тауафы вокруг Каабы должны начинаться с уровня черного камня.

17. Придерживаться правой стороны. Кааба для совершающего тауаф как имам в намазе, поэтому он должен стоять в правой стороне от Каабы как он это делает во время намаза за имамом, т.е., Кааба остается на левой стороне и обход совершается против часовой стрелки. Кто совершит тауаф наоборот, то последний у него недействителен, и он должен заново его повторить.

18. Совершать Тауаф своим шагом у кого нет уважительной причины.

19. Быть в ритуальной чистоте от малого и большого осквернения.

20. Прикрывать аурат.

21. Оставшаяся малая часть от Тауафа аз-зияра.

22. Не совершение запретных для паломника действий так называемых «аль-махзурат» наподобие: 1- одевать мужчине сшитую одежду; 2- закрывать голову и лицо; 3 - закрывать женщине лицо; 4 - ар-рафас. Сюда входит все то, что может хотеть мужчина от женщины; 5 - аль-фусукъ т.е. вести себя скверно; 6 – аль-джидаль (спор); 7 – убивать на охоте; 8 – указывать на животное; 9 – или рассказать где она находиться.

Суннаты Большого Паломничества

1. Полное или малое омовение перед Ихрамом.

2. Чтобы изар и рида (специальная одежда для ихрама, которая состоит из двух накидок верхней и нижней) были новыми и белыми. Надевается перед Ихрамом.

3. Так же перед ихрамом рекомендуется воспользоваться благовоньями.

4. Совершения до вступления в Ихрам двух ракатов добровольной молитвы.

5. После вступления в Ихрам побольше говорить громким голосом слова «тальбия».

6. Повторять его несколько раз.

7. Говорить салауат Пророку (с).

8. Просить у Аллаха джаннат (Рай).

9. Также просить соседства с людьми близкими к Аллаху.

10. Просить избавления от наказания огня.

11. Совершить полное омовение гъусль перед тем как войти в Мекку.

12. Заходить в Мекку через аль-магъля (название местности, где находятся могилы жителей Мекки) днем.

13. Говорить такбир и тахлиль, идя на встречу к Дому Аллаха.

14. Дууа во время встречи с Каабой, потому что она (мустаджаб) принимается.

15. Совершение Тауаф аль-къудум если даже прибыл в Мекку в другие месяцы, не отведенные для Хаджа.

16. Во время Тауафа один конец рида’ (верхней накидки паломника) помещается под правой рукой, а другой конец забрасывается на левое плеча тем самым, обнажив правое плечо. Это правило для мужчин.

17. Пробежка (ар-рамль) во время Тауафа если за ним последует сагъи (бег между Сафа и Маруа) в месяцы Хаджа.

18. Ускорения шага для мужчин между зелеными отметками в беге между Сафа и Маруа,

19. а оставшееся расстояние проходить спокойно.

20. Побольше совершать Тауаф, потому что это лучше для приезжего, чем добровольный намаз.

21. Хутба которая проводится в седьмой день Хаджа после обеденного намаза в Мекке. Эта одиночная хутба без сидения там объясняются правила совершения Хаджа.

22. Выход на Мину в день таруия (восьмой день месяца зуль-хиджи) из Мекки после восхода солнца.

23. Ночевка в Мине с последующим выходом на Арафат поле восхода солнца в день арафа. После зенита имам говорит две хутбы, разделяя их между собой сидением до совершения обеденной и послеобеденной молитв, которые в этот день совершаются вместе в обеденное время (джамгъу такъдим).

24. Во время пребывания в Арафате и Муздалифе проявлять усердие в смирении и богобоязненности также плакать, проливая слезы, молиться за себя за родителей и за всех верующих. Просить все, что хочется как для этой жизни, так и для вечной жизни.

25. Отъезжать от Арафата после захода солнца, проявляя смирение и покорность.

26. Остановиться в Муздалифе выше долины ближе к горе Къазах.

27. и остаться там, на ночь перед днем жертвоприношения.

28. Ночевать в Мине все дни, отведенные для нее. Во время бросание камешек стоять так чтобы Мина оставалось на правой стороне, а Мекка в левой стороне.

29. Бросать камни в первый день в промежутке между восходом солнца и зенитом, а в остальные дни бросать между зенитом и заходом солнца. Макрух бросать камни в ночное время и между рассветом и восходом солнца, но засчитывается.

30. Так же суннатом является жертвоприношения для того, кто совершал только ифрад (Большое Паломничество без Умры),

31. и попробовать самому из этого мяса.

32. Так же говорят, что сунатом является хутба в десятый день, а некоторые говорят, что в одиннадцатый день она совершается, как и первая хутба и в ней разъясняется оставшиеся действия Хаджа.

33. В двенадцатый день кто решился покинуть Мина то он должен это сделать до захода солнца. Если он остался в Мине до восхода солнца четвертого дня, то он должен бросить камешки.

34. Отправляясь из Мины в Мекку остановиться хотя бы на час в местечке Аль-мухассаб.

35. Пить из источника «зам-зам».

36. «Ат-тадальюгъ» т.е., напиваться до утоления голода и жажды.

37. Поворачиваться к Каабе.

38. Смотреть на него стоя.

39. Обливать этой водой голову и все тело, потому что это вода помогает от того, для чего она пьется.

40. Прижаться головой и грудью к Каабе (аль-ильтизам мультазам).

41. В таком положении находиться час, призывая Аллаха.

42. Целовать порог Каабы.

43. Заходить вовнутрь с уважением. После этих действий ничего не остается кроме как совершить зиярат к мечети Пророка (с) и за одно и к его могиле.

Hosted by uCoz