«Истинно сытые в этом мире будут голодными завтра в Последней жизни». Передал ат-Табарани с хорошим иснадом.
Самовоспитание и желания нафса

Аллаху Тагъааля говорит в Священном Къуране: فَأَمَّا مَن طَغَى .37 وَآثَرَ الْحَيَاةَ الدُّنْيَا .38 فَإِنَّ الْجَحِيمَ هِيَ الْمَأْوَى .39 وَأَمَّا مَنْ خَافَ مَقَامَ رَبِّهِ وَنَهَى النَّفْسَ عَنِ الْهَوَى .40 فَإِنَّ الْجَنَّةَ هِيَ الْمَأْوَى .41 سورة النازعات: 37 –41 «Тому, кто преступил границы дозволенного /жил в неверии/ и отдал предпочтение мирской жизни /следуя за греховными желаниями и страстями/, /для него/ пристанищем будет Ад. Тому же, кто боялся предстать пред своим Господом и удерживал себя /свой побуждающий к злу нафс – эго/ от страстей, пристанищем /для него/ будет Рай».

Аллаху Тагъааля внушил Мусе гъалейхиссалям: «о Муса, если ты хочешь, чтобы Я стал к тебе ближе, чем твои слова к твоему языку, чем шепот твоего сердца к твоему сердцу, чем твоя душа к телу, чем свет твоего зрения к твоим глазам, чем твой слух к твоим ушам, - как можно больше молись за Мухаммада». Аллаху Тагъааля сказал: وَلْتَنْظُرْ نَفْسٌ مَّا قَدَّمَتْ لِغَدٍ «И пусть душа /каждыйчеловек/ посмотрит, что она приготовила на завтрашний день /на День Суда/» (59:18), то есть что она сделала для Судного дня.

Знай, о человек, что нафс /отрицательная сторона души человека, побуждающая его к совершению зла/, призывающий творить зло - еще больший враг тебе, чем шайтан. иблис побеждает тебя посредством желаний нафса, так пусть не обманет тебя твой нафс долгосрочными и пустыми надеждами и тщеславием, потому что нафс обладает такими чертами, как равнодушие, вялость, стремление к наслаждениям и лень, он призывает ко злу, и все в нем обман. И если ты последуешь за ним, станешь исполнять его приказы, то пропадешь, если переста¬нешь контролировать его, то погибнешь, если не сможешь противо¬стоять ему и последуешь за его похотью, то он уведет тебя в Ад.

И нафс никогда не обратится к добру, он - основа всех бед, источник позора, прибежище и сейф иблиса, обитель зла. Нафс в полной мере знает только лишь его Создатель. وَاتَّقُوا اللَّهَ إِنَّ اللَّهَ خَبِيرٌ بِمَا تَعْمَلُونَ «Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете» (5:8) - здесь имеется в виду и хорошее и плохое. И если раб поразмышляет о том, что из своей жизни он отдал для преуспеяния в Последней жизни, то это размышление будет очищением его сердца, как сказал Пророк солляллаху гъалейхи уа саллям: «Размышление в течение одного часа лучше, чем поклонение в течение одного года». Так написано в тафсире Абуль-Лейса ас-Самарканди.

Разумный должен покаяться в совершенных им грехах и думать о том, что может спасти его и приблизить к успеху в его последней обители. Он не должен питать долгосрочных надежд, а должен ускорить свое покаяние, вспоминать Всевышнего Аллаха, отказаться от запрещенного, проявлять терпение и не следовать желаниям нафса. Потому что нафс – это идол, и тот, кто поклоняется нафсу, поклоняется идолу, а искренне поклоняющийся Аллаху победит свой нафс.

Однажды Малик ибн Динар /Его называли знанием ученых, считали одним из достойнейших табиинов и одним из лучших переписчиков аль-Мусхафа/, идя по рынку Басры, увидел инжир и захотел его есть. Он снял обувь и сказал торговцу: «Дай мне инжира». Торговец посмотрел на башмак и сказал: «Это ничего не стоит». Малик пошел дальше. Кто-то спросил торговца: «Ты разве не знаешь, кто это?» Он ответил: «Нет», и ему сказали: «Это Малик ибн Динар». Торговец водрузил блюдо на голову своего слуги и ска¬зал: «Если он примет это от тебя, то ты свободен». Слуга последовал за Маликом ибн Динаром и сказал ему: «Прими это от меня!» Тот отказался, тогда слуга сказал: «Прими - в этом мое освобождение!» Малик ибн Динар ответил: «Если в нем твое освобождение, то в нем же мое наказание». Слуга продолжать настаивать, но Малик ибн Динар сказал: «Я поклялся не продавать веру за инжир. И я не буду есть ин¬жир до самого Судного дня».

Когда Малик ибн Динар заболел той болезнью, от которой умер впоследствии, ему захотелось меда и прпостокваши, чтобы обмакивать теплый хлеб. Слуга пошел и принес ему то, что он хотел. Малик ибн Динар взял принесенное, рассматривал некоторое время, потом сказал: «О душа! Ты терпела тридцать лет, и тебе осталось жить всего лишь час!» Он отбросил мед и простоквашу, продолжал терпеть и умер.

Вот так поступали пророки (аль-анбияъ), приближенные к Аллаху (аулияъ), праведники (саадыкъи), любящие Его ('ашикъи) и аскеты (за-ахиды).

Сулейман ибн Дауд гъалейхимассалям сказал: «Одержавший победу над своим нафсом сильнее того, кто сам в одиночку покорил целый город». В хадисе сказано: «Мать Сулеймана ибн Дауда гъалейхимаассалям сказала Сулейману: «О мой сынок, не спи много по ночам, ибо долгий ночной сон оставит человека бедным в День воскрешения».

Али ибн Абу-Таалиб радыяЛлаху гъанху уа ардаах сказал: «Я со своим нафсом - как пастух со своим стадом: если он собирает его с одной стороны, то оно разбре¬дается с другой. Того, кто умертвил свой нафс, завернут в саван ми¬лости, погребут на земле достоинства, а того, кто убьет свое сердце /свою веру неверием, душу грехами/, завернут в саван проклятия и погребут на земле наказания».

Йахйа ибн Мугъааз ар-Раази /известный проповедник из числа великих шейхов, ему принадлежат прекрасные изречения и известные проповеди/, да смилостивится над ним Всевышний Аллах, сказал: «Борись со своим нафсом при помощи поклонения и самовоспитания. Самовоспитание и упражнение духа состоит в отказе от сна, немногословности, терпении по отношении к людям, даже когда они наносят тебе вред, и в умеренности в еде. От малого количества сна очищаются мысли, немногословность спасает от бед, терпеливое отношение к людям помогает достичь высшего положения, умеренность в еде убивает желания, потому что большое количество еды ожесточает сердце и лишает его света. Свет мудрости - голод, а сытость отдаляет от Аллаха».

Пророк солляЛлаху гъалейхи уа саллям сказал: «Освещайте свои сердца голодом и боритесь со своим нафсом при помощи голода и жажды. И долго стучите в двери Рая голоданием, потому что награда за это подобна награде за джихад во имя Аллаха. И ничего Аллах не вознаграждает больше, чем голод и жажду, и не войдет в царствие небесное тот, кто напол¬нял свой живот, и такой человек не познает сладости поклонения».

В хадисе сказано: «Истинно сытые в этом мире будут голодными завтра в Последней жизни». Передал ат-Табарани с хорошим иснадом.

Абу Бакр ас-Сыддик радыяЛлаху гъанху уа ардаах сказал: «Я не наедался с тех пор, как стал мусульманином, чтобы вкусить сладость поклонения моему Господу, и не утолял жажду с тех пор, как стал мусульманином, стремясь встретиться с моим Господом. Потому что чем больше еды, тем мень¬ше поклонения, так как если человек много ест, то его тело тяжелеет, его глаза берут над ним верх, части его тела ослабеют, и не будет от него никакого толку даже если он будет стараться, кроме сна». Так на¬писано в книге «Минхааджуль-гъаабидиин».

Передают, что Лукман Хакиим /Мудрый/ сказал своему сыну: «Не излишествуй во сне и еде, потому что тот, кто злоупотребляет ими, в Судный день приходит без благих дел». Так пишется в книге «Мунйатуль-фатаа» (Мунйатуль-Мухди).

Пророк солляЛлаху гъалейхи уа саллям сказал: «Не убивайте свои сердца большим количеством еды и питья, потому что сердце, как растение, погибает, если его поливать слишком обильно».

Один благочестивый человек сравнил желудок с котлом под сердцем, в котором кипит вода, а пар от него достигает сердца, и обилие пара делает сердце мутным. Обилие еды ведет к ослаблению понимания и уменьшению знания, потому что чревоугодие вредит пониманию.

Передают от Йахйи ибн Закарийи гъалейхиссалям, что ему показался иблис, а на нем крюки. Йахйа спросил его: «Что это?» Он ответил: «Желания, с помощью которых я ловлю сынов Адама». Йахйа спросил: «Есть ли среди этого что-то и для меня?» Он ответил: «Нет, кроме того случая, когда однажды ночью ты наелся, и мы отяжелили тебя и не дали совершить молитву». Йахйа гъалейхиссалям сказал: «Неудивительно, что после этого я никогда больше не наедался». Иблис сказал: «Не¬удивительно, что я никому не даю никаких советов». Если так было с тем, кто наелся только однажды ночью, то что будет с тем, кто не голодал ни одной ночи, а потом стремится к поклонению? Йахйя ибн Закарийя гъалейхиссалям однажды вдоволь поел грубого хлеба и в ту ночь проспал поклонение. Тогда Аллаху Тагъааля внушил ему: «о Йахйа! Неужели ты нашел дом лучший, чем Мой Дом? Или нашел соседство лучшее, чем соседство со Мной? Клянусь Своим Величием и Могуществом, если ты посмотришь на высшие ступени Рая и посмотришь на Ад, то будешь плакать гноем вместо слез и наденешь железо вместо дерюги».

Хвала Аллаху Господу миров, благословения Аллаха и Его приветствия нашему господину Мухаммаду Правдивому и Верному каждому данному им слову, о наш Господь выведи нас из тьмы невежества и заблуждений к свету познания и знаний, и из грязи греховных желаний к райским садам приближения к Тебе, уальхамду лиЛляхи Раббиль гъаалямиин. Аамиин. أَقُولُ قَوْلِي هَذَا وَأَسْتَغْفِرُ اللَّهَ لِي وَ لَكُمْ فَيَا فَوْزًا لِلْمُسْتَغْفِرِينَ وَاسْتَغْفِرُوهُ أَيْضًا إِنَّهُ هُوَالْغَفُورُالرَّحِيمُ.

Hosted by uCoz