З.А. Чомаев (Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева)
Адат и шариат - это традиционные естественно-преемственные феномены правовой культуры народов Северного Кавказа. Ими как неотъемлемой частью горского права руководствовалось большинство представителей северокавказского этнического социума. Они играли большую регулятивную роль в таких сферах жизни, как брак, семья, развод, раздел имущества, а также в духовных таинствах, таких как клятва, верность, предостережение от греха и т.д., которые не могло контролировать государство.
В изучаемый период (вторая половина XIX - начало XX века) замечается конвергенция обычного исламского права народов Северного Кавказа с правами российского государства. Это от части допускалось царизмом, как на то указывают многие исследователи, для того чтобы реализовать свою имперскую политику «управления посредством права», а также отделения светской власти от духовной среди мусульман Кавказа. Для большого эффекта «адатское и мусульманское право, и институты были адаптированы и модифициро¬ваны в результате их официальной институционализации путем издания Государственным Советом России, Кавказским наместничеством специальных регламентарных актов». В первой половине XIX в. была оформлена система российского права, дожившая в своей основе до последних дней Российской империи. В этот же период завершилась инкорпорация Северного Кавказа в состав России. Право России развивалось под влиянием Условий жизни народов нашей страны, его особенностью является включение в себя систем права тех народов, которые к ней присоединялись. Они действовали параллельно с российским правом, постепенно сливаясь с ним. Тем самым обеспечивался учет региональных и национальных особенностей населения империи. Это, конечно, не давало абсолютную власть ни адату, ни шариату, как-то имело место до присоединения Кавказа к России. Вместе с тем, у обычного права сохранился небольшой стимул, который давал ему способность развиваться далее. При этом правовые силы адата и шариата ограничивались и контролировались российским правом. Не смотря на существенную разницу в статусе, феноменом оказа¬лось одновременное существование и функционирование того и другого.
Слово «адат» заимствовано от арабского слова, что в переводе означает обычай, обыкновение, традиция, манера, привычка. Таким образом, адат - «это веками сложившийся бытовой уклад той или иной горской народности, неписанные правила поведения и понятия о дурном и хорошем в семье и в общественной жизни».
Адат - неписанный закон, имеющий многостолетнюю дав¬ность. Побудительным мотивом для утверждения законов адата у горцев послужило отсутствие у них централизованной власти, обеспечивающей политический и правовой порядок. По этой при¬чине начались формироваться союзы «сельских общин с высшим органом Тёре». Тёре представлял собой «единственную централизованную силу, влиявшую на все стороны жизни» горцев. Он, опираясь в своей основе на волеизъявление избранников народа, тем самым регулировал порядок и справедливость в обществе. Корнем слова тёре является слово «тёр», что в карачаево-балкарском языке имеет значение почетного места в доме. Тёре являлось народным судебно-законодательным учреждением, правовые принципы которого целиком основывались на обычай (адат). А когда «возникали новые вопросы, не предусмотренные адатами, тёре устанавливал новый обычай». Но не на все вопросы народные избранники, опираясь только на местные обычаи, могли находить и давать исчерпывающие ответы. Народному суду, опиравшемуся в своих решениях на обычное право, которое не могло в достаточной мере отвечать современным требованиям того периода, понадобились новые правовые прививки извне. Таким пра¬вовым донором оказался шариат. С усилением роли Ислама - пишет М. Абаев, в общественной и культурной жизни, в тёре стал заседать кадий - духовный судья.
Шариат - это сборник религиозных мусульманских законоположений, регулирующих взаимоотношения людей в семье и в общественной жизни. Шариат пришел в горскую среду вместе с мусульманской религией - Исламом. До проникновения Ислама, как это четко замечает И. Хубиев, «адат властвовал нераздельно». Ислам в первые времена проникал частично через отдельные личности, которые «вступали в борьбу с наиболее цельными /ортодоксальными/ защитниками адата». В обществе как закономерность происходит сопротивление старого устоявшегося с лю¬бой новизной извне. Но со временем все, что необходимо трансформируется и начинает уживаться в новой среде. Так со временем и произошла конвергенция адата с шариатом. Ислам допускает использование правил адата (аль-гъурф), если оно не противоречит основам шариата.
Рельефной чертой этой конвергенции является широкое применение клятвы или присяги на Коране по адатским граждан¬ским и уголовным делам как трансцендентального доказательства. Тёре - это был высший выборный орган, регулирующий политическую и общественную жизнь народа. «Тёре не знало строгого иерархического деления, оно состояло из самых лучших и влия- тельнейших представителей всех сословий, кроме крепостных крестьян». Члена тёре в Карачае и Балкарии называли - теречи ( должен был обладать безупречным поведением и хорошо знать народные обычаи и традиции. По решению сельского сходп каждый аул выставлял от себя пять или семь человек. Выборы в тёре обычно проходили после истечения семи лет.
Тёре имел свою охрану, которая называлась - мыртазакъ аскер. Когда тёре рассматривал судебные вопросы, приглашались доказчик и судья - къади. Для своей защиты обвиняемый имел право пригласить любого человека. Защитника обвиняемого называли - ёкюль. Требования были очень жесткими. Строго каралась дача ложных показаний. Это бросало большую тень на него и на весь род. Участники процесса давали клятву не обманывать. «Кто отступался от клятвы - присяги, того называли Ант алдагъан -/клятвоотступником/ и обычно убивали».
После внедрения в горскую среду царского административ¬ного права начался процесс ослабления и частичного угасания деятельности адата и шариата в общественно-политической жизни горцев.
В области уголовной политики из компетенции адатского права были изъяты дела о тяжких и государственных преступлени¬ях, подлежавшие юрисдикции российского суда. Адат и шариат хотя утратили свою самобытность, но, несмотря на это, шариатские суды существовали и функционировали наравне с российскими законами. В сфере ведения шариата оставались вопросы венчания брака, погребение умерших, раздел наследства и т.д. Таким образом, шариат сохранил некоторые вопросы исключительно за собой, а некоторые решались совместно.
Мусульмане Кавказа, соблюдая адат, шариат и российское законодательство, все же в «брачно-семейных, наследственных отношениях и по религиозным преступлениям применяли мусульманское право». После Октябрьской революции 1917 г. адат и шариат некоторое время просуществовали параллельно с советским правом, возникшим одновременно с Советским государством.
В первые годы после победы революции Советская власть, учитывая местные условия, вынуждена была временно сохранить шариатские суды. Это не было спонтанным явлением, а было весьма продуманным шагом со стороны советского руководства. Зная о сильном влиянии ислама и мусульманского духовенства на умы горцев, они не хотели рисковать своим и так очень шатким положением. По этой причине в течение небольшого промежутка времени просуществовали шариатские суды, признанные советским государством.
Мусульманское право и суды на Кавказе, как нам показы¬вает историческая практика, могли существовать и плодотворно функционировать как самостоятельно, так и вместе с российским законодательством, хотя традиционный ислам свели на уровень личного, частного дела. По этой причине ислам уже и не мог оказывать своего прежнего влияния на развитие права.
Малкондуев Х.Х. О Балкаро-Карачаевском тёре // Мир культуры. Архив КЕНИИ. Рукописный фонд, папка № 6. Мисроков З.Х. Конвергенция адата, шариата и права России в процесса* динамики отечественных систем права (XIX - начало XXI века) // История государства и права. 2002. № 5. К)ридическая наука: состояние и перспективы развития на Северном ^казе. - Ростов-на-Дону, 2001. Давид Р. Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современно¬ сти. М, 1999. С. 308. Карачайлы Ислам. Статьи и очерки. Черкесск, 1984. Абаев М. Балкария. Исторический очерк // Мусульманин. 1911. № 14. Абаев М, Бапкария...