С вхождением в состав Российской империи система мусульманского об-разования была на государственном уровне укреплена и получила качествен-ное развитие. В 1838 году в рапорте военному министру Чернышеву коман-дующий Отдельным Кавказским корпусом генерал Головин писал, что необ-ходимо везде, где только возможно, «устраивать школы мусульманские для воспитания духовенства, через которые можно действовать на умы народа». В 1849 году было создано восемь духовных училищ . В Европейской России в 1835 г. существовало 560 «магометанских школ» (в среднем по 25 чел.), в 1838 г. – 646 .
Мусульманское образование горцы получали и в светских /"бюджетных"/ школах, которые содержались за счет аулов, где были введены специальные школьные подати . В горских селениях Кубани и Терека такие школы воз-никли в 1870-х гг. В штате таких учебных заведений обязательно состоял учитель закона Божьего; например в Бибердовском и Учкуланском началь-ных училищах педагогический коллектив состоял из трех лиц, одним из ко-торых был преподаватель «арабской грамоты и закона мусульманского» с жалованьем в 400 руб. (старший учитель, он же заведующий школой, полу-чал 600 руб., а его помощник, он же младший учитель – 520 руб.) . В Наль-чикской горской школе законоучитель мусульманского вероисповедования получал в месяц 99 руб. (для сравнения: законоучитель православного веро-исповедания – 150 руб.) .
Но вплоть до революции в регионе сохранялась и аульная система сугубо духовного образования. «Обычно в каждом обществе, - пишет Е.Г.Битова на примере Балкарии, - при мечети была мусульманская школа, где детей обу-чали грамоте... В основном весь курс обучения состоял в заучивании наи-зусть арабского текста Корана, который не всегда понимался учениками. И когда, наконец, софты обнаруживали достаточные познания в богословских науках, то они получали звание эфенди» .
В Урусбиевской общине Балкарии, сообщает И.Леонтьев (1907 г.), существует примечетская школа, где преподает учитель-эфенди "из местных жите-лей", который получил образование в Дагестане ("в кумыкской туземной школе") и в Стамбуле. Дети обучались арабскому правописанию, священно-му писанию, арифметике; учебный год длился 5-6 месяцев (с октября по ап-рель). В описываемой прмечетской школе обучалось 15 детей .
Вплоть до 1870-х гг. образовательная система в Кабарде, по-прежнему, ба-зировалась на примечетских школах, в которых обучалось от 3-5 до 20-25 школьников (сохъустэ). Как пишет в 1864 г. просветитель Кази Атажукин (1841-1899), "каждый аульный мулла устраивает при своей мечети медресе (школу) и обучает в ней детей грамоте. Религия предписывает родителям строго обучать своих детей своих настолько, чтобы они могли по крайней мере прочесть Коран, и каждый кабардинец поставляет в обязанность себе отдать сына своего в медресе на учение, почему аульский мулла никогда не имеет недостатка в учениках" .
В 1912 г. в Кабарде функционировало 48 медресе, в Балкарии – 13 (здесь следует отметить, что у горцев, в отличие от стран Востока, под медресе по-дазумевалась начальная школа, под мектебе – средняя).
Как пишет А.И.Лилов (1886 г.), в курс горского мусульманского образо-вания входили: изучение (по разным книгам) грамматики арабского языка, риторики, логики, стихосложения и мусульманского законоведения.
Примерно то же пишет позднее относительно черкесов П.П.Надеждин (1901 г.), отмечающий, что "в курс мусульманского образования" входили грамматика арабского языка, логика, мусульманское законоведение, стихо-сложение.
Как сообщает А.Павлов (1842 г.), «многие ногайцы учат детей арабскому языку и даже писать»; позднее Г.Бентковский (1883 г.), говоря о ногайцах Западного Кавказа из Бештаво-Кумского и Калаусо-Ногайского приставств, пишет, что они учились «татарской грамоте» и арабскому языку в школах мектепах, устроенных в отдельных помещениях. Такие же мектепы, но устроенные при 13-ти мечетях, в конце того же столетия имелись в ауле Канглы .Этнографы отмечают, что у ногайцев функционировал образовательный институт ода – «добровольное объединение юношей 13-16 лет, которые сни-мали комнату в определенном ауле, где был образованный мулла, обучавший их арабской грамоте. Юноши днями подрабатывали на пропитание, а вече-рами учились. Окончившие «ода» назывались «сокта ». За обучение мулла получал небольшое вознаграждение».
Кроме того, многие молодые люди по-прежнему направлялись для обучения в Крым, Казань, но особенно – в Дагестан, остававшийся общекавказским центром суннитского духовного образования (в 1861 г. здесь располага-лось 1628 учтенных мечетей, а численность духовенства насчитывала 4,5 тыс. чел. ). Отдельные лица, как и ранее, получали духовное образование в учебных заведениях Турции и Ближнего Востока.
В.Я.Тепцов (1892 г.) пишет, что карачаевцы «посылают на свой счет молодых людей» в Стамбул «для изучения наук и богословия в тамошних мусульманских училищах», а также «сотнями рублей отсчитывают пожертвования на Каабу и другие святые места». Богатые пожертвования «деньгами и скотом» собиралась муллами «на поддержание и процветание этих училищ и содержание в них софтов (студентов)». Аналогичная картина наблюдалась и в Балкарии. Так, чегемцы, которые «ничем особенным не отличаются от карачаевцев и причисляют себя к одному племени с ним», также делают богатые пожертвования для обучения в духовных училищах в Стамбуле. Кроме того, пишет тот же автор, чегемские муллы «составляют значительные капи-талы из доброхотных деяний своих прихожан» .
В мае 1906 г. на съезде мусульманских преподавателей (муаллимов) из регионов европейской России принимались решения по подготовке обучения в медресе по единой программе, по переводам с арабского, турецкого, рус-ского языков, составлению учебников .
Реформа мусульманского образования стала одной из основных на III-м Всероссийском мусульманском съезде (Нижний Новгород, август 1906 г.), который принял по ней резолюцию из 33-х пунктов. В ней говорилось, что "начальное обучение должно быть обязательно для каждого мусульманского мальчика и девочки". В рамках реформы начальные мусульманские школы – мектебе и медресе – должны быть преобразованы и переданы в части управ-ления "из рук мусульманского духовенства в руки общества".
Предлагалось: управление и контроль передать в руки "самих мусульман, из коих образуется и состав дирекции", а "ближайшее попечение" – поручить особой коллегии, избираемой из состава местных мусульман. Учителей в реформируемые школы предлагалось назначать по результатам закрытого голосования членов "местного общества".
Эти реформированные учебные заведения, по идее делегатов съезда, должны были содержаться "за счет государства, земства и городских само-управлений".
Язык обучения во всех указанных учебных заведения – родной "с арабским алфавитом"; при этом русский язык в начальных школах необязателен, а в средних – "входит в программу как предмет обучения". Курс обучения должен был вестись по единой программе, в т.ч. в началь-ных и средних школах – 4 года.
Съезд указывал на необходимость привлечения женщин к педагогической работе, предложив в этой связи добиться открытия женских учительских семинарий на Кавказе (Баку), в Крыму (Бахчисарай), Поволжье (Казань). Кроме того, ставилось задачей уравнять с русскими учителей и учеников мусульманских школ "в правах по отбыванию воинской повинности".
Хатуев Р.Т., Чомаев З.А.-К.