Аллаху Субхаанаху уа Тагъааля говорит в Священном Къуране: وَاللّهُ يُحِبُّ الصَّابِرِينَ «Воистину, Аллах любит терпеливых».
Тот, кто хочет избежать наказания Аллаха и получить Его награду и милость и войти в Рай, должен запрещать себе следовать мирским /греховным/ желаниям, терпеливо переносить трудности и тяготы.
Терпение бывает нескольких видов: терпение в поклонении Аллаху, терпение в сдерживании себя от запрещенного Им, терпение при наступлении трудностей, особенно в первый момент.
И того, кто терпелив в поклонении Аллаху Тагъааля, в Судный день Он возвысит на триста ступеней в Раю, и каждая ступень как между небом и землей. Того, кто терпеливо удерживает себя от запрещенного Им, в Судный день Аллаху Тагъааля возвысит на шестьсот ступеней, каждая из которых - как между седьмым небом и седьмой землей. А того, кто терпеливо переносит тяготы, в Судный день Аллаху Тагъааля возвысит на семьсот ступеней, каждая из которых - как между Троном и землей.
Рассказывают, что однажды Закарийу гъалейхиссаляма преследовали иудеи, и когда они почти настигли его, он увидел дерево и попросил: «Дерево, спрячь меня внутри себя!» Оно разделилось надвое, и он вошел в него, и потом оно снова соединилось. По наущению сатаны иудеи принесли пилу и спилили дерево - ведь пророк просил помощи и защиты у дерева, а не у Аллаха, и был распилен пилой. Когда же пила коснулась тела Закарийи, он застонал ему было сказано: «Закарийа! Поистине, Аллаху Тагъааля говорит тебе: „Почему ты не переносишь терпеливо муки и стонешь? Если ты сделаешь это еще раз, Я вычеркну твое имя из Книги пророков!"» Закарийа закусил губы и терпел, пока не был распилен надвое.
Передают, что Пророк солляЛлаху гъалейхи уа саллям сказал: «Аллаху Тагъааля говорит: «Если раб, когда к нему приходит беда, просит помощи у Меня, Я помогу ему до того, как он попросит, и отвечу на его молитву до того, как он вымолвит. А перед рабом, к которому пришла беда, и он попросил защиты у создания, а не у Меня, Я закрою врата небес». Разумный должен терпеливо переносить беды и муки и не роптать, тогда он спасется от мучений земной жизни, и Последней жизни /аль-Ахира/, потому что самые сильные мучения выпадают на долю пророков и приближенных к Аллаху.
Аль-Джунайд аль-Багдади, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Беда - светильник для познавших Аллаха, пробуждение от сна забывания Аллаха и Последней жизни для идущих по пути снискания довольства Аллаха, исправление для верующих и гибель для небрежных /забывших Аллаха и Вечнюу жизниь/. Ни один не познает сладость веры, пока не придет к нему испытание, а он будет доволен этим и терпелив.
Пророк солляЛлаху гъалейхи уа саллям сказал: «Кто болеет одну ночь, но терпит и остается доволен Всевышним Аллахом, тот очищается от своих грехов и становится таким же /невинным и чистым от грехов/, каким был в день, когда его родила мать. И если вы заболеете, не просите о выздоровлении». Ад-Даххак рахимахуЛлах сказал: «Нет у Аллаха блага для того, кому в течение сорока ночей не выпадает испытание бедой, несчастьем или затруднением».
Передают от Мугъааза ибн Джабаля, радыяЛлаху гъанху уа ардаах, что Пророк солляЛлаху гъалейхи уа саллям сказал: «Если верующему рабу выпадает испытание в виде болезни, Он говорит ангелу, сидящему слева: «Остановись и не пиши пока», и говорит сидя¬щему справа: «Запиши Моему рабу лучшее из того, что он делал».
Пророк солляЛлаху гъалейхи уа саллям сказал: «Если заболевает раб, Аллах посылает к нему двух ангелов и приказывает: «Послушайте, что говорит Мой раб». И если он говорит: альхамду лиЛлях - «Хвала Аллаху», то это передают Аллаху, хотя Он лучше знает, Он говорит: «Мой раб имеет право, чтобы Я ввел его в Рай, если Я умерщвлю его, а если Я дам ему исцеление - чтобы Я заменил его мясо лучшим, заменил его кровь лучшей, чем сейчас, и чтобы Я простил его грехи».
Среди сынов Исрааиля был порочный человек, который не переставал творить плохие дела, пока люди в этой местности не поднялись против него, но и это не смогло заставить его перестать творить зло. Они обратились за помощью к Аллаху Тагъааля, и Он велел Мусе гъалейхиссаляму, что порочного человека нужно из¬гнать из племени Исрааиля, чтобы из-за его порочности и остальных не поглотил Огонь. Муса гъалейхиссалям пришел и прогнал его. Изгнанный юноша отправился в другое селение, но Аллах приказал Мусе гъалейхиссаляму выгнать его и из того селения, и Муса гъалейхиссалям сделал это.
Изгнанник ушел в пустыню, где не было ничего живого: ни растений, ни зверей, ни птиц. Там он заболел, и рядом с ним не было никого, кто мог бы оказать ему помощь. Он упал на землю, положил на нее голову и произнес: «Если бы моя мать была у моего изголовья, она пожалела бы меня и плакала бы из-за моего унижения. Если бы мой отец был здесь, он бы помог мне и взял бы на себя все мои заботы. И если бы моя жена была здесь, она бы плакала из-за разлуки со мной. И если бы мои дети были здесь, то они бы плакали на моей поминальной молитве и говорили: «О Аллах! Прости нашего отца, слабого, грешного, порочного, изгнанного с родины в чужое селение, а потом и оттуда - в пустыню. В этой пустыне он покидает земной мир и переходит в загробный, разочаровавшись во всем и ни на что не надеясь. О Аллах, Ты разлучил меня с моими родителями, детьми и женой, но не лишай меня Своей милости! Ты сжег мое сердце разлукой с ними, но не сжигай ме¬ня Своим Огнем из-за моего ослушания!»
И Аллаху Тагъааля послал ему черноокую деву (хурию), похожую на его мать, и черноокую деву, похожую на его жену, и детей, похожих на его детей, и ангела, похожего на его отца. Они сели рядом с ним и стали оплакивать его положение. Он сказал: «Поистине, это мои отец и мать, мои жена и дети, они пришли ко мне», - сердце его исцелилось, и он достиг милости Аллаха Тагъааля чистым и с прощенными грехами. И Аллаху Тагъааля внушил Мусе гъалейхиссаляму: «Иди в пустыню, в такое-то место, ибо там умер один из приближенных к Аллаху, позаботься о нем и предай его земле».
Когда Муса гъалейхиссалям пришел туда, он увидел изгнанного из селения и из племени по велению Аллаха Тагъааля, увидел чернооких дев вокруг него и сказал: «Господи! Не тот ли это юноша, которого я изгнал из селения и из племени по Твоему приказу?» Аллаху Тагъааля ответил: «о Муса! Я смилостивился над ним и простил его из-за его стонов на этом месте по поводу его разлуки с родиной, матерью, отцом, детьми и женой. Я послал к нему черноокую деву, похожую на его мать, ангела, схожего с его отцом, черноокую деву в образе его жены, которые жалели его и сочувствовали ему, униженному, находящемуся на чужбине. И поистине, если странник умирает на чужой земле, то обитатели небес и земли оплакивают его из жалости к нему. Так как же могу не пожалеть его Я - Милостивейший из милостивых?»
Когда к больному страннику приближается смерть, Аллаху Тагъааля говорит: «Мои ангелы! Этот путник оставил своих детей, родственников и родителей, и когда он умрет, никто не будет плакать и печалиться о нем». Потом Аллах делает одного из ангелов похожим на его отца, одного - похожим на его мать, одного - на сына, и одного - похожим на одного из его близких. Они приходят к нему, он открывает глаза и видит своих родителей и близких, и от этого ему становится приятно на сердце. И душа его отходит с радостью и ликованием. Потом во время поминальной молитвы они участвуют в ней и молятся за него на его могиле до самого Судного дня, и это и есть слова Аллаха Тагъааля: اللَّهُ لَطِيفٌ بِعِبَادِهِ سورة الشورى :19 «Аллах добр к Своим рабам» .
Ибн Гъатааъ рахимахуЛлах сказал: «Искренен раб или лжет, видно в дни бед и благополучия: тот, кто благодарит в дни благополучия и тревожится в дни беды - лжец. И даже если раб станет обладать всеми знаниями, но как только повеют в его сторону ветры испытаний, проявит недовольство этим и пожалуется на случившееся с ним, тогда не помогут ему ни его знание, ни его благие дела».
В хадисе аль-кудси Аллаху Тагъааля говорит: «Кто не доволен Моим решением и не благодарит Меня за Мои милости, тот пусть найдет себе другого господа, кроме Меня!»
Уахб ибн Мунаббих поведал, что один пророк поклонялся Аллаху в течение пятидесяти лет, и Аллаху Тагъааля внушил ему: «Поис¬тине, Я простил твои грехи». Тот ответил: «Мой Господь, за что Ты прощаешь меня, ведь я никогда не совершал грехов?» И Аллах при-казал нанести удар поодному из его сосудов, что и было сделано, и этот пророк не спал от /боли/ всю ночь. А когда пришел ангел ут¬ра он пожаловался ему на испытываемую боль, тот ответил: «Поистине, твой Господь говорит тебе: «Поклонение в течение пятидесяти лет не стоит твоей жалобы на эту боль».
Хвала Аллаху Господу миров, благословения Аллаха и Его приветствия нашему господину Мухаммаду Правдивому и Верному каждому данному им слову, о наш Господь выведи нас из тьмы невежества и заблуждений к свету познания и знаний, и из грязи греховных желаний к райским садам приближения к Тебе, уальхамду лиЛляхи Раббиль гъаалямиин. Аамиин. أَقُولُ قَوْلِي هَذَا وَأَسْتَغْفِرُ اللَّهَ لِي وَ لَكُمْ فَيَا فَوْزًا لِلْمُسْتَغْفِرِينَ وَاسْتَغْفِرُوهُ أَيْضًا إِنَّهُ هُوَالْغَفُورُالرَّحِيمُ.